Главная/Статьи/Развитие/Что такое критическое мышление и как его развивать

Что такое критическое мышление и как его развивать

← Предыдущая Следующая →
81

Что такое критическое мышление — простыми словами

Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.

Участники Всемирного экономического форума в Давосе отметили критическое мышление в числе навыков будущего — то есть навыков, которые ценятся работодателями в век развитых технологий.

Критическое мышление относится к так называемым soft skills, то есть гибким, личностным навыкам.

Признаки развитого критического мышления

Когда мы говорим, что человек обладает критическим мышлением, это значит, что он:

  • наблюдательный, внимательный и любознательный;
  • рациональный — в основе его выводов и решений лежат логика и анализ;
  • даёт объективную оценку происходящему, что позволяет ему принимать взвешенные решения;
  • обладает гибкостью ума;
  • готов признавать свои ошибки.

Всё это помогает быть:

  • открытым к новым идеям, знаниям и мнениям (даже противоречащим его личным убеждениям):
  • креативным, то есть легко создавать новое;
  • устойчивым в кризисной ситуации;
  • устойчивым к манипуляции и обману;
  • убедительным, ведь человек с развитым критическим мышлением умеет ясно выражаться, оперировать фактами и обрабатывать информацию.

Как развивать критическое мышление?

Это долгий процесс, который требует осознанности, то есть умения замечать свои мысли. Когда вы сталкиваетесь с какой-то ситуацией или поведением человека, на основе которых нужно сделать вывод или принять решение, старайтесь не делать это сиюминутно, а задайте себе и собеседнику дополнительные вопросы.

Калифорнийский тест критического мышления (CCTST) — это набор вопросов, помогающий проанализировать решение и ход мыслей, благодаря которому вы это решение приняли.

  • Интерпретация — это группа вопросов, с помощью которой можно определить суть суждений и событий. Как вы охарактеризовали бы то, с чем столкнулись? Какой был контекст происходящего — что предшествовало, почему ситуация возникла? Что вы поняли благодаря происходящему?
  • Анализ — вопросы, которые помогут выявить логические связи в происходящем и сформировать первое мнение. Какой вы делаете вывод? Почему именно такой? Какие у вас есть аргументы «за» и «против»? На основе каких предположений вы сделали такой вывод?
  • Умозаключение — вопросы, помогающие оценить детали, из-за которых вы сделали вывод, а таке построить новые гипотезы и просчитать последствия. Сделав именно такой вывод, какие варианты вы отмели? Какие последствия есть у вашего вывода и возможны у тех вариантов, от которых вы отказались? Какие последствия есть у каждого из возможных выводов? Какая информация могла бы подтвердить или опровергнуть ваш вывод?
  • Оценка правдоподобности утверждений и источников. Почему вы уверены в достоверности информации, на основе которой сделали вывод? Уверены ли вы в том, что у вас есть достаточно сильные аргументы в пользу вывода? Не пошатнулась ли уверенность в вашем выводе из-за предыдущей оценки?
  • Объяснение — вопросы, которые помогут чётко сформулировать доказательства вашей позиции. Ещё раз проговорите, почему вы уверены в своём выводе? Как вы провели анализ? Как вы объяснили бы, почему приняли именно это решение? Что могло помешать вам сделать такой вывод?
  • Саморефлексия — осмысление всего предыдущего процесса, попытка понять, насколько ход вашей мысли логичен и подвержен внешним влияниям. Насколько ваши личные убеждения повлияли на ваш вывод? Поддавались ли вы эмоциям, когда принимали решение? Была ли в вашем решении личная выгода или корысть? Внимательно ли вы слушали собеседника и достаточно ли внимательно изучили все его доводы? Была ли у него личная заинтересованность в том, чтобы преподнести факты именно таким образом? Замечали ли вы противоречия в собственной аргументации и как отреагировали на них — проигнорировали или учли?

Также важно уметь отслеживать когнитивные искажения. Это поможет находить логические ошибки в своих суждениях и суждениях оппонента.

Как тренировать критическое мышление?

Один из отличных, как нам кажется, способов описал английский эволюционный биолог Ричард Докинз в книге «Слепой часовщик‎».

Он рассказал, как однажды присутствовал на дебатах по поводу происхождения человека. По разные стороны баррикад выступали креационисты, которые утверждают, что создание человека и мира — дело рук божьих, и эволюционисты, поддерживающие концепцию эволюционного учения.

«На ужине после дебатов мне отвели место возле молоденькой женщины, которая только что произнесла относительно убедительную речь в защиту креационизма. Она явно не могла быть креационисткой, и потому я попросил её сознаться, зачем она это сделала. Она откровенно сообщила мне, что просто-напросто тренировалась в умении вести дискуссию и сочла более сложным и полезным упражнением выступить в защиту той точки зрения, которую не разделяет».

Наше мышление в первую очередь ориентируется на собственные представления. Мы видим ситуации через призму собственного опыта и эмоций. И это мешает нам посмотреть на проблему с разных сторон. Чтобы научить себя мыслить более масштабно, помещайте себя в нестандартные условия.

  • Возьмите любое спорное научное/социальное/экономическое утверждение.
  • Подберите аргументы «за‎»‎ и «‎против»‎, сформулируйте своё мнение.
  • Попробуйте «перейти» на сторону своих оппонентов, подумайте, какие аргументы вы использовали бы в защиту этой точки зрения, если бы действительно были на её стороне.

Как развивать критическое мышление у детей?

Сформировать критическое мышление у детей можно только в творческой атмосфере, где учитель — не строгий надзиратель, а друг и помощник. Будьте доброжелательны, откажитесь от строгой критики и научите ребёнка не бояться высказываться.

Развивать навыки критического мышления помогают дискуссии, обсуждения, самостоятельный поиск и анализ информации.

Психологи советуют проводить домашние дебаты по разным вопросам, в ходе которых вы учите ребёнка:

  • рассуждать;
  • анализировать и проверять информацию;
  • опираться на аргументы, а не на своё или чьё-либо личное мнение;
  • критиковать аргументы оппонента, но не переходить на личности;
  • уважать чужие границы.

Постепенно это научит ребёнка соотносить факты, выявлять логические ошибки, принимать разные точки зрения и вырабатывать мнение, подкреплённое аргументами. Развивайте кругозор своего сына/дочери, чтобы в дискуссии ребёнок мог использовать разные источники.

Источник: https://skillbox.ru/media

Официальнй партнёр компании СКБ Контур с 2009 года. Имеет собственную техническую поддержку, куда вы можете обратиться для решения возникающих вопросов.
МЫ НАХОДИМСЯ:
Адрес:
Краснодарский край,
станица Каневская, ул. Горького, 71
Связаться с нами
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Имя *
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарии*
это поле обязательно для заполнения
Согласие на обработку данных*
Спасибо! Форма отправлена