Без МЧД сотрудники не смогут заключать договоры, подписывать акты и накладные, подавать декларации в ФНС и выполнять другие действия в ЭДО от имени компании. Бывает, руководители отдают сотрудникам свои электронные подписи — чтобы не работать по новым правилам. Это незаконно и небезопасно. Проще сделать МЧД.
Для выпуска и работы с МЧД нужны электронные подписи (ЭП) — для руководителя и сотрудников. Сама работа в ЭДО принципиально не изменится, внедрение МЧД — формальность.
Машиночитаемая доверенность — это как обычная доверенность, только для ЭДО и электронная. Не просто скан-копия доверенности, а документ в понятном ЭДО электронном формате — xml.
С 1 сентября МЧД нужна всем сотрудникам, которые подписывают электронные документы от имени компании. Это касается всех документов, включая отчетность в налоговую, документы от контрагентов или партнёров. Задача МЧД — подвердить, что сотрудник может подписывать те или иные документы.
Сейчас сотрудники могут подписывать документы от имени компании квалифицированной ЭП этой же компании, если в ней указаны данные этого сотрудника. В документ как бы зашито «Это подпись ООО «ААА», но её поставил Белкин А.Б.»
Требования к машиночитаемым доверенностям
С 1 сентября эти ЭП компании с данными сотрудника перестают действовать. Теперь у каждого работника будет ЭП физического лица, и ей он будет подписывать электронные накладные, акты и остальное. А МЧД — как дополнение к подписи — будет подтверждать полномочия. Что: «Белкин А.Б. может подписывать от имени ООО «ААА» это и это, а делать то и то».
Это значит: если кто-то из сотрудников подписывает документы (договоры, акты, накладные, счета-фактуры и УПД) в ЭДО от имени компании, нужно выдать им МЧД. Теперь они будут подписывать документы своими личными электронными подписями, а МЧД подтвердит полномочия. Если такой подписи нет, её нужно выпустить. А если срок действия ЭП руководителя заканчивается, то новая квалифицированная электронная подпись нужна и ему, получить её теперь можно только в налоговой и у доверенных лиц ФНС.
По сути, в работе с ЭДО ничего не изменится. Надо будет просто добавить файл машиночитаемой доверенности в сервис электронного документооборота, подписать её квалифицированной ЭП директора и привязать МЧД к новой подписи сотрудника. Когда тот будет подписывать условную накладную или счёт, МЧД автоматически подставится к личной квалифицированной ЭП работника.
Сервис ЭДО как бы поймёт: «Эту УПД подписал Белкин А.Б. Он может это делать, потому что в его МЧД есть такое полномочие».
МЧД может храниться в разных системах — в зависимости от того, в какой системе директор подписал доверенность, куда МЧД будут передавать и как настроена работа с МЧД в организации.
К контрагентам МЧД может уходить двумя способами:
Когда контрагент получит документы, он увидит и номер машиночитаемой доверенности. С его помощью сможет проверить:
Проверять МЧД необязательно, чаще всего система делает это за вас, и если что-то не так, предупреждает. В ЭДО нельзя будет подписать документы, если МЧД просрочена или у сотрудника нет полномочий подписывать те или иные документы.
МЧД сама по себе — просто xml-файл с набором данных. Чтобы она подтверждала полномочия сотрудника, нужны 2 подписи:
Квалифицированная ЭП руководителя. С 2022 года директор или ИП может выпустить себе квалифицированную ЭП только в налоговой и у её доверенных лиц, оформить подпись в обычном удостоверяющем центре больше не выйдет.
Налоговая выдаёт подписи руководителям только лично. Нельзя заказать квалифицированную ЭП онлайн или отправить за ней сотрудника. В удостоверяющем центре ФНС проверят документы, если за подписью придёт не директор — ЭП не дадут.
ЭП руководителя — неизвлекаемая и неэкспортируемая — её нельзя скопировать, чтобы одновременно расписываться на нескольких устройствах. Для безопасности налоговая записывает сертификат ЭП на токен — защищённую флешку, и только с ним руководитель сможет подписать МЧД или что-то другое.
Квалифицированную ЭП директору и ИП выдают бесплатно. Для оформления нужны:
Квалифицированная ЭП сотрудника. Работники могут пользоваться ЭП компании до 1 сентября 2023 года. Дальше нужно использовать личную квалифицированную ЭП. Получить её можно в любом удостоверяющем центре. В сертификате подписи будут зашиты только ФИО и ИНН конкретного человека, поэтому работник сможет использовать подпись и в личных целях тоже.
Подпись выдают в любом удостоверяющем центре по документам: паспорт, СНИЛС и ИНН. Токен можно купить на месте.
Сейчас есть 3 способа, как выпустить машиночитаемую доверенность на сотрудника.
На сайте ФНС в реестре МЧД. Там можно бесплатно создать, проверить и отозвать доверенность. Нужно зайти сюда и:
1.Выбрать B2B доверенность
2. Заполнить все поля про условия действия МЧД, данные организации или ИП, директора и сотрудника. Дело минут на 15, полей много.
3.Выбрать полномочия: что сможет подписывать и делать сотрудник от имени компании. И в конце скачать доверенность.
На компьютер скачается файл, это и есть МЧД. Она существует, но пока не действует.
В специальном сервисе. В крупных системах ведения делопроизводства и ЭДО есть свои сервисы в которых можно выпустить и сразу подписать МЧД квалифицированной ЭП директора. Например, Контур.Доверенность или 1С: Бухгалтерии 8.
В собственной системе. Если есть ресурсы и необходимость, можно создать собственную систему, которая будет формировать и хранить МЧД. Главное, чтобы она делала это по установленному формату.
Чтобы МЧД прикладывалась к накладным, счетам или декларациям в налоговую вместе с электронной подписью сотрудника, их нужно добавить в ваш сервис ЭДО. В разных сервисах алгоритм, как и другие технические тонкости работы с МЧД, будут отличаться.
В общих чертах это будет примерно так:
Источник: https://zhiza.evotor.ru